В жаркий летний сезон в музеях и на выставках хорошо - там где есть кондиционеры, искусство становится отрадным оазисом. Но будем честны перед читателем - не открылось на этой неделе в Москве выставки, посещение которой может заставить не покидать душного города. Но тем, кто остался пленником каменного мешка и хочет куда-то пойти, можем рассказать, что их ожидает. Например, вчера открылась выставка "Евро". Новые общеевропейские деньги, разумеется, присутствуют на ней в качестве героев, но не они - главные. Тема выставки шире и глубже - что нам Европа и что мы ей. Почти сорок художников одной-двумя работами (чаще всего уже виденными) отвечают на этот вечный русский вопрос. Ответ простой - прорубленное еще Петром окно в Европу, долгие десятилетия прикрытое железным занавесом, превратилось в хорошо протоптанную россиянами потребительскую трассу. Европа присутствует в нашем быту и сознании как туристический объект, место, откуда поставляют подержанные автомобили и твердую валюту, и как пространство, которое мы вновь завоюем, но уже не то чтобы совсем мирным, но и не военным путем. Работы есть презабавные - например Наталия Агафонова любовно вышила на шелковой подушке портрет художника Дмитрия Врубеля и шенгенскую визу на нем. Сам Врубель вновь обратился к образу российского президента - на его фотоколлаже "Who is mr. Putin" герой изображен в смокинге и с сигарой. После завершения чемпионата мира вызывает недоумение комикс-лубок Константина Батынкова "Бельгиец и чукча". Известно, конечно, что в европейском фольклоре бельгиец стоит в той же позе, что и чукча в советском. Но нет чукотской футбольной сборной, игроков которой называли бы "красными дьяволами". В общем, на выставке есть забавные работы, но самой выставки не получилось - все, что принесли художники, бессмысленно сброшено в кучу. Эмма Порк. На главную страницу |