Время новостей, 9 июля 2002 г.

Еврики всех стран, соединяйтесь
Rambler's Top100
В Центре Андрея Сахарова обсуждают тему Европы

         Веселый человек и замечательный художник Игнат Данильцев решил приколоться по поводу нашей-вашей-с-ними Европы. Той, что объединенная по левую сторону от польско-немецкой границы и разъединенная по правую. Той, куда надо интегрироваться. Той, где обед в недорогом ресторане стоит пятнадцать "евриков", или "ойриков", или "евреев". Той, где ненавидят "Макдоналдс" и Голливуд. Той, где живет Озон со своими восемью женщинами, а Михалков со своим кинофестивалем и хотел бы жить, но, спасибо, не нужно. Той, которую когда-то похитил Зевс в образе быка. В общем, той самой, меркантильной, эгоистичной, скаредной, старой, лицемерной, провинциальной. Ей русские и американцы почему-то завидуют много веков.
         Данильцев собрал своих друзей художников, среди которых знаменитые (Константин Батынков, Дмитрий Врубель, Д.А.Пригов, Леонид Тишков, Валерий Кошляков) и не очень. Вместе они разложили новый европейский пасьянс. Назвали "Евро", потому как оно понятие универсальное, ассоциируется и с евроремонтом, и с европарламентом, и конечно, с новой севшей на хвост доллару валютой. Зрелище в музее имени Андрея Сахарова получилось довольно занятное, хотя и эклектичное. Обозначена цепь лейтмотивов. Во-первых, политическая символика и атрибутика. Уж как только не издеваются арт-мейкеры над золотыми на голубом звездами ЕС. То нимбом над головой ребенка представят, то шахматной доской, то планетами, атакуемыми межгалактическими сперматозоидами. Другой лейтмотив - карта. Запомнился остроумный Тишков. Он выставил свою шелкографию под названием "Анатомия России". Год создания - 1997. На одном полотне карта России раскручена центрифугой в сторону левую, западную. Перспектива безрадостная. Из вихря, завертевшего Россию, зловеще проступают четыре щупальца фашистской свастики. Они потом разлетаются в одиозных тишковских даблоидов. Куда более гармоничен недавно горячо любимый российским правительством правый, восточный путь. Там карта России раскручивается в нечто очень медитативное, превращающееся в конце концов в бессмертные символы "Инь" и "Янь".
         Самый удачный лейтмотив - миф о похищении Европы. Прямо у входа висит здоровенная картина Юрия Альберта "Изображение карикатуры Кукрыниксов из журнала "Крокодил" № 22 за 1966 год". Карикатура Кукрыниксов является в свою очередь, вариацией на тему знаменитого полотна Валентина Серова "Похищение Европы" (там, где античная кора рассекает волны на элегантном быке с изящно загнутыми рогами). У Кукрыниксов безрукая мраморная Европа в образе музейной Венеры Милосской плывет на жирной спине краснорылого буйвола-американца- капиталиста, одетого в непременные черный фрак и цилиндр. Ремейк Юрия Альберта датируется 1994 годом. Сегодня копировать Кукрыниксов кажется не очень актуальным. Миф читается по-другому. Так, например, Алексей Политов, используя стилистику комикса, изваял фигуру-обманку "Развращение Европы". Томная дочь финикийского царя, пленившая сердце самого бога богов Зевса, предстала упакованной в кожу бритоголовой отвязой. В руке наручники для мазохистских игрищ. Между ног палочка с головой быка - все что осталось от бывшего ее грозного повелителя и любовника. Но жизнь идет, и проблемы эмансипации и сексуальной агрессии тоже теряют новизну. Сейчас хочется чего-то уютного, теплого, душевного, как парное молоко и домик в деревне. Алена Мартынова угадала эти желания. Ее двухметровая раскрашенная скульптурная Европа - это дебелая синеглазая баба, рачительная хозяйка, примерная супруга и любящая мать. Она несет в руках выстиранное белье - новые европейские тугрики размером с наволочку - и пасет стадо маленьких бычков-очаровашек, каких изображают на глазированных сырках и молочных пакетах. Наверное, эта "баба Евра" самый верный гарант политической стабильности. С такой жить можно!

Сергей Хачатуров.

На главную страницу
                                      
Hosted by uCoz