NCCA.RU (Сайт ГЦСИ) 18 августа 2002 г.

Повод для выставки (фрагмент статьи)
Rambler's Top100
         Еще немного и начнется очередной выставочный сезон. А пока еще лето, блаженная пауза в круговороте художественной сансары. Почти нирвана. Когда все происходит как-то само собой, без особого смысла. Ну вот, к примеру, какой смысл был в выставке "Евро" (кураторы И.Данильцев и А.Звероловлев), экспонаты которой целый месяц декорировали и без того прекрасные стены Музея Сахарова? Маленький зал вместил работы пятидесяти двух авторов. Хорошие, иногда неожиданно хорошие, не очень хорошие и совсем не хорошие. Очень знакомые, в очередной раз подтянутые под тему, и созданные по случаю. Вопрос только в том, зачем было делать произведения на тему Европы? Наверное, просто затем, чтобы получить под проект музейные стены. Иначе бы не дали: не было бы актуально общественного повода. Ведь вообще-то знать, что думает художник N.N. на какую-то тему не очень интересно. Так же как не интересно посетителю зубоврачебного кабинета знать, что думает дантист об инопланетянах. Тематические проекты сегодня - чистая отмазка, бюрократический формализм, повторяющий формализм тематических выставок эпохи позднего коммунизма. Но тогда, в устоявшемся советском обществе, у искусства было и очевидное преимущество, напрочь отсутствующее сегодня. А именно - сетка экспозиций, вписанных в стандартный пространственно-временной континуум: городские, региональные, республиканские, всесоюзные (пространство); а также сезонные - весенние, осенние, ежегодные, биеннале, триеннале (время). Для их проведения никакой актуальной привязки не требовалось, это просто называлось "творческим отчетом" (помните?). Ну, конечно, была цензура, выставкомы, блат и т.д. Была идеология, но не было всей этой сегодняшней тошнотворной тематической изобретательности. И не случайно такую славную советскую традицию в эру перестройки переняли антагонисты официоза - члены Клуба авангардистов, просто нумеровавшие свои очередные групповые выступления. Сделали произведения - выставили на публике: нормальная жизнь. Думали, наверное, что так будет всегда. Как и прежде, но без идеологии. Теперешним авангардистам - труднее. Опять приходится маскироваться, имитировать соцзаказ.

         Единственное исключение теперь - это летние сборные экспозиции в галереях. Хотя таковых (в галереях современного искусства) пока мало. Они бывают лучше (как у Крокина) или гораздо хуже (как в "Файн Арт"), но всегда оправдываются салонной условностью жанра торговли произведениями изящных искусств. И сильнее куратора "Файн арт" Ирины Филатовой об этом жанре не скажешь: "...художник, покидая нас, своих зрителей (только на лето, не бойтесь - В.Г.), не может оставить пустоту в наших сердцах и вместо себя посылает нам свою картину-письмо". Вот так, совершенно сентиментально и безыдейно. И на выставке "Евро" тоже любому незомбированному зрителю было ясно, что самые лучшие произведения одновременно и самые безыдейные (типа "Фанеры над Парижем" А.Кузнецова и А.Петрелли). А самое перспективное высказывание на тему принадлежит Петру Караченцову: "Запретить всем художникам писать высказывания по поводу Европы, а также по любому другому поводу" (Проект директивы Всероссийского объединения нормальных художников и искусствоведов).

< . . . >

Василий Гусеницын. Полный текст статьи здесь

На главную страницу
                                      
Hosted by uCoz